beriozka_rus (beriozka_rus) wrote,
beriozka_rus
beriozka_rus

Categories:

Юрий Селиванов. Уроки геополитики от русского танкиста

Уроки геополитики от русского танкиста Прошло ровно три года с того времени, когда на съемочных площадках «Мосфильма» закончилась работа над созданием одного из самых необычных произведений современного российского кинематографа - картины Карена Шахназарова «Белый тигр». В то время за окном был вполне себе благополучный и толерантный 2012 год, гламурный образ жизни был на пике популярности, и фильм про какого-то сгоревшего дотла русского танкиста был явно не в тему. Что подтвердил и его, в общем-то, вполне ожидаемый провал в коммерческом прокате. Никто же тогда не знал, что случится с этим миром уже через два года и как, в контексте этого неведомого будущего, следует смотреть это поистине пророческое кино.



Предупреждать надо! Сегодня, когда всё в этом мире перевернулось вверх дном, стоило бы повторно запустить этот промелькнувший почти незамеченным фильм в широкий прокат, снабдив его выход на экраны рекламным слоганом типа «Сбывшееся пророчество, или ... воспоминание о будущем» (надеюсь Э.Дёникен не обидится). И действительно - авторам «Белого тигра» удалось, в аллегорической форме, раскопать такие глубинные пласты историко-философских смыслов, сохранивших буквально кричащую актуальность, что поневоле проникаешься гордостью за отечественный кинематограф. Который, несмотря на десятилетия его перелицовки а-ля Голливуд, сохранил свою «самость» и абсолютную мировоззренческую уникальность. Прежде всего, этот фильм смотрится как вполне здоровое в интеллектуальном и нравственном отношении произведение. Что уже само по себе редкость в наше скособоченное время. Это видно буквально во всём.

В частности – в подчеркнуто уважительном отношении авторского коллектива к исторической атрибутике времен Великой Отечественной войны, выверенной с почти небывалой в нашем кинематографе скрупулезной точностью. Чувствуется, что визуальное наполнение практически каждого кадра этой картины просчитано до мельчайших деталей – от зачуханной до невозможности в окопной грязи солдатской унифо рмы и кирзачей до такой же грязно-серой застиранной марли из которой фронтовые медсестры импровизировали свои форменные шапочки. И от практически портретно вылепленного маршала Жукова, который наконец-то перестал быть Михаилом Ульяновым, до точнейших реконструкций всевозможных боевых машин, включая поставленные по ленд-лизу британские «матильды» и американские «Гранты», чего раньше в нашем кино вообще видеть не приходилось.

Что же касается советских «тридцатьчетверок», то после нашествия кошмарных фанерных имитаций в низкобюджетных боевиках, показанная в этом фильме в приличном количестве и качестве настоящая «броня» того времени из поистине неистощимых мосфильмовских арсеналов, производит настолько отрадное впечатление, что кажется будто на экране ожила военная кинохроника, только снятая в формате «хай-энд». Конечно же, к реальной военной истории в ее буквальном понимании фильм «Белый тигр» не имеет ни малейшего отношения. И тем – не менее, выглядит он очень правдивым, во всяком случае, куда правдивее откровенно завирального, хотя и претендующего на строгую документальность «Сталинграда» Бондарчука-джуниора. И хотя это не правда факта, а скорее правда смысла – суть дела от этого не меняется. Лучшее отечественное кино всегда стояло на приоритетности именно правды смысла, глубокого как сама жизнь. И на моментах поистине гениальных прозрений и откровений, которые страдающему идейным плоскостопием Голливуду, отродясь, даже не снились. И даже вымышленная от начала до конца история о мистическом фашистском танке с мертвым экипажем, наводящем ужас на всех живых танкистов, выглядит в этом контексте всего лишь удачным сюжетным ходом, позволяющим авторам создать особенно емкий аллегорический образ. Впрочем, всю глубину этой аллегории просто так намотать на танковые гусеницы было в принципе невозможно. Поэтому, кроме жанровых стрелялок, в фильм были введены конструкционные элементы, придающие ему нужный объем и делающие его по настоящему историко-философским творением. Многие зрители, настроенные бурным потоком современного киномыла, на банальную мистическую историю в военных декор ациях откровенно не поняли – при чем здесь сцена подписания Акта о капитуляции нацистской Германии и уж, тем более, некая нигде не запротоколированная речь Адольфа Гитлера о судьбах Европы.

Между тем все это - органичные части фильма, не менее, а, пожалуй, даже более важные, чем сам символ тотальной войны на уничтожение – фантасмагорический «Белый тигр». Просто все эти составные части нужно понимать не буквально – ибо тогда это кино действительно распадается на бессвязные куски, а иноска зательно - в полном разумении того, что именно хотел сказать этим автор и почему он не хочет, или просто не может, сказать об этом прямо. Если же попытаться связать все виденное в единый логический узел, то выстраивается примерно следующее. Идея «белого тигра» - машины способной уничтожать все живое и при этом практически неуязвимой, потому что она уже мертва, такая себе действующая модель «сумрачного германского гения», воплощающего в себе извечную агрессивную воинственность западноевропейской разновидности Гомо сапиенс. И совсем не случайно наш танкист так и не смог до конца добить это чудище, которому суждено жить на земле столько, сколько сможет протянуть, не меняя своей кровожадной сущности, породившая его антицивилизация.

Смысловой кульминацией фильма стал диалог полковника с бессмертным танкистом, происходящий в декорациях только что оконченной войны. Офицер пытается убедить его, что война в прошлом, что «белый тигр» больше не опасен. Но танкист знает что это не так, и говорит полковнику – «Вы ошибаетесь. Он снова появится. Он будет ждать столько сколько нужно. И пятьдесят и сто лет. А потом опять выползет из своего укрытия и снова начнет стрелять». Сцена подписания акта капитуляции Германии, так же выполненная в строго документальной манере, имеет в фильме специальный контрапункт – в виде изысканного ужина немецких генералов, только что подписавших смертный приговор своему государству. С одной стороны – вроде бы на экране ситуация крайнего, запредельного отчаяния и тут же рядом – непринужденный разговор тех же персонажей о достоинствах столовых вин и десерта в виде клубники со сливками. Поначалу может показаться, что это нечто вроде бравады на эшафоте, попытка обреченных зацепиться за ускользающую от них жизнь. Но это только первое впечатление. А потом приходит понимание истинного смысла, казалось бы, противоестественного спокойствия и полной невозмутимости этих уже состоявшихся висельников. Они, эти генералы, просто воспринимают происходящее как эпизод и не более того.

Они уверены, что ничего фатального не случилось, пусть даже для них самих все не так уж и весело. Да, Германия – это острие западного меча, проиграла очередное сражение. Но не более того! Мало ли их было и еще будет! Битва цивилизаций далеко не окончена. Будут новые повороты истории. И смертоносный «белый тигр», который по прежнему остается на воле - служит тому залогом. А пока пауза, можно и о клубнике со сливками поболтать. Это только нам, наивным, казалось, что тогда – в сорок пятом поставлены все точки над «и». Примечательно и то, что поразительный по своей откровенности и явно адресованный нашему времени монолог Гитлера появляется на экране уже после того, как в Карлсхорсте опустился занавес второй мировой войны и нацистский фюрер в реале уже ничего не мог говорить, потому что к тому времени был мертв. Думается, что авторы фильма прекрасно осведомлены о хронологии исторических событий, и то, что они, тем не менее, поставили сцену с живым Гитлером уже после Акта капитуляции было сделано отнюдь не случайно. В этом целиком придуманном авторами фильма посмертном монологе нацистского фюрера, который в своей главной, идейной ипостаси, по их замыслу, благополучно пережил конец нацистского рейха, фактически сконцентрирован основной смысл этой картины-предупреждения, вся зловещая суть её послания, которое, очень хочется верить, дойдет до сознания наших современников.

Гитлер фактически говорит о том, что вся Европа в своем отношении к остальном миру и в особенности к России – это в сущности - та же нацистская Германия, с большим интересом воспринявшая гитлеровские идеи строительства нового европейского порядка за счет всякого рода некоренных наций и прочих чуждых Европе рас. Просто так получилось, что эти общеевропейские идеи были озвучены и подняты на щит именно в Германии. А Европа, говорит Гитлер – всегда стремилась и будет стремиться избавляться от этих чуждых ей элементов и подчинять их своему влиянию. И неважно - в какой именно форме эта Европа будет существовать – нацистского рейха или образцово демократического Евросоюза – буквально сквозят между фраз фюрера мысли авторов фильма. Настаивающих на том, что в темных дебрях заквашенного на многовековом насилии западного сознания, по-прежнему, прячется несущая всеобщую погибель и неподвластная живым людям мертвая машина смерти – «белый тигр». И есть только одна надежда на ее одоление – неопалимый русский танкист, которого боится даже смерть. Юрий Селиванов
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments